Интервью руководителя Республиканского государственного академического Уйгурского театра музыкальной комедии им К.Кужамьярова, Заслуженного деятеля РК, композитора Дильмурата Бахарова.
Скоро Республиканский государственный академический уйгурский театр музыкальной комедии им. К. Кужамьярова отметит 90-летний юбилей. История театра берет свое начало В 30-х годах прошлого века, за этот период театр открыл зрителям целые поколения талантливых актеров, музыкантов и певцов. С недавних пор репертуар театра заметно обновился, можно сказать, стал более насыщенным, так как его возглавил известный композитор, аранжировщик, заслуженный деятель РК, солист группы «Дервиши» Дильмурат БАХАРОВ. Об этом и многом другом – в нашем интервью.
– Дильмурат Нурахметович, Уйгурский театр в Алматы – это единственный и эксклюзивный театр (с почти 90-летней историей). Расскажите, пожалуйста, о вашем уникальном коллективе и внутренней организации театра.
– Да, вы правы, Республиканский государственный академический уйгурский театр музыкальной комедии им. Куддуса Кужамьярова – это единственный во всем мире театр со своей самобытной историей, культурой и традициями. За годы успешной деятельности в его стенах зарождались целые поколения талантливых актеров, музыкантов, танцоров и художников. И моя главная миссия сделать так, чтобы о нашем театре говорили повсеместно. В 2022 году, к примеру, мы уже успели поучаствовать в двух масштабных фестивалях, и ни в коем случае не собираемся останавливаться. Участие в подобных мероприятиях дает прекрасную возможность не только продемонстрировать свое искусство, ремесло и многолетний опыт, но и заявить о себе. К тому же мы, представители различных этносов, живем в такой стране, где созданы все благоприятные условия для собственного развития и сохранения национальных культурных особенностей, пусть это будет политика, бизнес или культура. Казахстан – это страна больших возможностей.
– По-вашему, в чем заключается уникальность Уйгурского театра?
– Если мы говорим конкретно о нашем театре, то у нас четко прописан статус – академический, драматический и музыкальный, в котором функционируют сразу четыре цеха: драматическая труппа – это постановка спектаклей, танцевальный ансамбль «Рухсара», фольклорный ансамбль «Нава», а также эстрада. По сути, это четыре полноценных цеха, которые самостоятельно или же совместно с другими творческими коллективами могут давать успешные концерты. И это, не говоря о тех спектаклях, где участвует весь коллектив театра. Конечно, не могу не упомянуть и о шедевре нашей этнической музыкальной культуры – «Двенадцати мукамах», которые в 2005 году вошли в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО. Я бы даже сказал, что именно в мукамах заложен основной фундамент музыкального искусства уйгурского народа. В этом и заключается наша уникальность. Я пришел в госсектор из шоу-бизнеса, и в данной работе, конечно же, имеются свои особенности, отличия. Во-первых, огромный коллектив, и здесь приходится работать в роли административного руководителя, что отнимает безумно много времени. Да, это очень сложная, но в то же время интересная работа. Во-вторых, мы имеем одну общую цель – хотим добиться такого уровня, чтобы работать в нашем театре было престижно и почетно.
– Учитывая конкурентную среду, это довольно высокая планка.
– Конечно, мы это хорошо понимаем. Моя мечта – сделать так, чтобы музыканты и актеры, работающие в Уйгурском театре, и те, кто будет строить здесь карьеру в будущем, имели высокий уровень. Как я уже отмечал, в Казахстане имеются все возможности для реализации планов, надо просто упорно работать и идти к своей цели. Сегодня я работаю над тем, чтобы создать максимально комфортные условия для успешной деятельности артистов. На первый взгляд это может показаться мелочью, но в совокупности каждая деталь играет огромную роль. Поэтому сама атмосфера и внутренняя обстановка внутри коллектива – очень важный аспект для совместного творческого развития театра.
– Кстати, а как вы готовитесь к юбилею театра?
– Сейчас у нас имеются определенные планы и идеи, как его грамотно организовать. Вы ведь знаете, что история нашего театра очень глубока, насыщенна, богата разного рода событиями и в каждом разделе свой уникальный творческий дух. Мы хотим рассказать не только о его истории, но и сделать небольшой фильм о деятелях, внесших вклад в развитие и формирование нашего театра, о людях, которые посвятили свою жизнь музыкально-театральному искусству. Ведь культура – это фундаментальная ценность каждого народа, через нее мы узнаем страну, историю, помним имена далеких предков, благодаря которым живем.
– Наши читатели, за исключением людей, работающих в творческой культурной среде, не знают, кем был Куддус Кужамьяров. Не могли бы вкратце рассказать о творчестве и наследии человека, имя которого носит Уйгурский театр?
– Имя Куддуса Кужамьярова занимает особенное место не только в истории театра и в сердце уйгурского народа, но и в культуре нашей страны. Куддус Кужамьяров – советский, казахстанский, уйгурский композитор, педагог, общественный деятель, Народный артист СССР (1987 год), основатель уйгурской профессиональной музыки. Впервые я узнал о нем, когда учился в музыкальной школе, имя этого легендарного человека было у всех на устах. Он действительно был необыкновенным и талантливым композитором. Мои наставники говорили, что, благодаря К. Кужамьярову, в музыкальном училище им. Чайковского (ныне – колледж) открыли отделение уйгурских народных инструментов. И в 1989 году я приехал в Алматы поступать в музыкальное училище. Будучи студентом второго курса, записался на факультатив композиции. Это было по желанию. Первым композитором, преподававшим навыки сочинения и написания музыки, был Нагим Мендыгалиев. Этот человек уже тогда был в преклонном возрасте. После него, буквально через год, к нам пришел профессор, народный артист Казахской ССР Мансур Сагатович Сагатов. Уже тогда я для себя определил, что если буду поступать в консерваторию, то это обязательно будет класс Куддуса Кужамьярова. И на четвертом курсе мне дали номер его телефона, я позвонил, представился, объяснил цель своего звонка. Он внимательно выслушал и пригласил меня домой. Приехав к нему, испытал сильное волнение от встречи, несмотря на то, что это была вторая наша встреча. Выслушав меня снова, он спросил, у кого я занимаюсь. Затем набрал номер моего преподавателя Мансура Сагатова и сказал, что я его сын и меня надо вести дальше. На тот момент я не знал, что Куддус ака был болен, вдобавок ко всему у него были студенты, которых надо было довести до конца. После этой встречи поступил в консерваторию на факультет композиции, класс Мансура Сагатова. Я очень благодарен ему за то, что он был моим наставником целых семь лет. Через год (в 1994 году) Куддус ака ушел из жизни, оставив нам свое великое наследие. Шли годы, прошла моя студенческая жизнь, в 1999 году мы создали группу «Дервиши», и вот, спустя десятки лет, меня назначают директором «Республиканского государственного академического уйгурского театра музыкальной комедии им. К. Кужамьярова». И снова имя этого прекрасного, доброго и талантливого человека сопровождает меня в жизни. Наверное, это судьба…
– Куддус Кужамьяров был не только композитором, но и хорошим наставником, был предан своему делу до последних дней.
– Он действительно был первым профессиональным уйгурским композитором, в 25 лет получившим Государственную премию в Москве за симфоническую поэму «Ризвангуль». Мне рассказывали, что в момент, когда он получил премию, у него родилась дочь, которую он так и назвал – Ризвангуль. Кандидат искусствоведения, профессор КНК им. Курмангазы Ризвангуль Куддусовна Хасанова (ныне покойная) написала о своем знаменитом отце книгу «Мне повезло в судьбе быть первым». Куддус Кужамьяров был неординарной личностью, оратором, умевшим решать многие вопросы, и не только касаемо своей деятельности. С 1957 по 1967 годы он был ректором Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, затем возглавлял Союз композиторов Казахской ССР. Однажды мне в руки попала фотография с подписью: «Члены Союза композиторов Казахской ССР». Люди на снимках произвели на меня сильное впечатление: это были глыбы, каждая личность имела масштаб всесоюзного признания, каждый из них был отдельной историей. Имя К. Кужамьярова было дано театру посредством опроса среди населения и люди поддержали данную инициативу. Было очень много положительных отзывов и от казахской интеллигенции, включая и Министерство культуры РК.
– Многие зрители отмечают, что с вашим приходом в репертуар театра вошли спектакли на основе современной, зарубежной классики. Расскажите, пожалуйста, какие подходы в работе пришлось пересмотреть? Сталкивались ли вы с какими-либо сложностями, когда возглавили театр?
– Мне важно было начать театральный сезон с чего-то особенного, доселе не использованного нами на сцене. Анара Еркебай (театральный критик) порекомендовала режиссера Гаухар Адай. Когда мы познакомились, я рассказал ей о посте в соцсетях, где у меня возникла мысль, что нужно сделать что-то подобное, и здесь она сообщила мне, что имеет отношение к заинтересовавшей меня постановке. Я был приятно удивлен, и вскоре мы решили поставить новый спектакль знаменитого чешского писателя Карела Чапека «Белая болезнь» (Гениальный Гален). Этим же спектаклем мы открыли театральный сезон и участвовали с ним на международном фестивале центрально-азиатских, а также тюркских народов в рамках 125-летия Мухтара Ауэзова и заняли третье место. До этого мы участвовали на фестивале «Исабеков әлемі», где заняли третье место со спектаклем «Мұрагерлер», автором которого является Қазақстанның Еңбек Ері, писатель, драматург Дулат Исабеков, а режиссером спектакля Азиз Искандеров. На фестивале «Исабеков әлемі» также принимали участие представители других этнических групп. Особенность спектакля, который мы поставили с Гаухар Адай, заключалась в том, что он был показательным. Это вовсе не уйгурская тематика, но ее поставил Уйгурский театр и об этом начали говорить. О нашем театре начали говорить везде. Критик из Санкт-Петербурга посвятила целый пост нашему театру с упоминанием имен всех участников. Мы привыкли слышать, что если театр уйгурский, то в нем должны показываться именно национальные постановки. Но это далеко не так. С момента открытия театрального сезона мы успели поставить около ста представлений, раньше было меньше. Сейчас мы работаем над тем, чтобы каждый цех нашего театра выполнял свою программу с дедлайном в месячном эквиваленте. Возможности для реализации всех намеченных планов имеются. Есть, конечно, определенные проблемы финансового характера, потому что творческая работа должна оплачиваться достойно. Но мы очень надеемся, что этот вопрос в дальнейшем обязательно решится.
– Еще одно нововведение в Уйгурском театре – ведется синхронный перевод спектаклей с уйгурского на казахский и русский языки. То есть, теперь любой желающий сможет прийти и, надев наушники, посмотреть спектакль. Этот факт, видимо, значительно расширил вашу аудиторию?
– Однозначно. Как я уже отмечал, одна из главных задач нашего театра заключается в том, чтобы его посещали абсолютно все, вне зависимости от культурных, национальных и других определений. Большинству граждан нашей страны и даже иностранцам интересно узнать, что из себя представляет Уйгурский театр. Многие мне говорят и пишут в комментариях про синхронный перевод. Оказывается, он действительно играет огромное значение и расширяет аудиторию театра. Внедрение перевода дало положительный результат. На открытии театрального сезона почти половина зала сидела в наушниках.
– Расскажите о ближайших перспективах театра. Что планируется внедрить в скором времени? Испытывает ли ваш театр дефицит в сценаристах, режиссерах?
– Это актуальный вопрос, но, обо всем по порядку. Конечно, мы строим грандиозные планы, их очень много. И первое, о чем хотелось бы рассказать – открытие музыкальной лаборатории. Раньше она существовала, там ремонтировались и создавались музыкальные инструменты, но ее по непонятной многим причине закрыли. Но мы, к счастью, ее восстановили, сейчас она работает. На одном из собраний я поднимал вопрос о том, что нам нужно популяризировать данное искусство и заинтересовать молодежь. Ведь это великое искусство, ремесло, передающееся из поколения в поколение. Второе. Это актерское мастерство. Мне пришла мысль сформировать плацдарм для подготовки актеров по выстраиванию сценической речи. Третье. Создание музея. Сама концепция организации и план готовы. Есть люди, которые готовы поддержать его реализацию. Необходимо создать в нем отдельное место для наших уйгурских художников, которые могли бы организовывать здесь свои художественные выставки и проводить другие мероприятия. Мы хотим, чтобы двери Уйгурского театра были постоянно открыты не только для интересующихся посетителей, но и для творческих людей. Четвертое. Создание галереи артистов в холле театра. Это тот комплекс вопросов, который мы планируем реализовать к 90-летию театра. Конечно, вопрос кадров стоит очень остро – это и режиссеры, и актеры, и музыканты, особенно техперсонал. Все эти взаимосвязанные вещи должны осуществляться профессионалами. И пока я занимаю данную должность, буду стремиться к созданию всех условий для ее реализации. Конечно, имеются свои определенные сложности, не без этого. Это жизнь. Самое главное, что рядом со мной молодые, талантливые ребята, которые горят желанием развиваться, и это важно. И если я сейчас не дам им возможность реализовать весь свой творческий потенциал – время уйдет. Сегодня я пытаюсь донести эти взгляды старшему поколению, и, к счастью, в большинстве своем меня слышат. При этом, люди солидного возраста продолжают работать в театре, они наравне с молодыми вносят свой вклад в его развитие. Впереди у нас много интересных проектов, главное – не останавливаться и идти навстречу к мечте, ведь она, как известно, помогает преодолевать любые препятствия.
Беседовал Бахтияр ТОХТАХУНОВ