Оксана Василенко http://www.time.kz/
Недавно популярная группа Дервиши дала юбилейный концерт на главной площадке Алматы – на сцене Дворца Республики. Надо сказать, что билеты еще за месяц до концерта были распроданы в течение трех дней. Пришлось даже организовывать второй, дополнительный, концерт. В чем секрет такого успеха, нам рассказал Дильмурат Бахаров (на снимке слева), руководитель коллектива, композитор и аранжировщик.
— Вообще впервые такое происходит. Наверное потому, что люди соскучились по нам, ведь последний наш сольный концерт во Дворце Республики – это был юбилейный концерт в 2010 году. Но с нынешним концертом не все так просто и безоблачно: он должен был пройти еще в прошлом году, но из-за девальвации мы его три раза переносили и в итоге вообще отменили. А сейчас уже было просто необходимо провести этот отчет перед зрителями и перед самими собой. Ведь все шесть лет после последнего концерта мы не стояли на месте и не прекращали работать. Выпустили альбом джазовый музыки «Oriental Express» совместно с Виктором Хоменковым – это чисто наши композиции в джазовой обработке с использованием народных народных инструментов без вокала. Потом был альбом «Dervishi Remixes», который мы сделали совместно с молодыми ребятами-диджеями . Еще , конечно, снимали клипы. И уже в 2016 году вышел альбом «Музыка моя», в поддержку которого и состоялся нынешний концерт. Он тоже был для нас своеобразным открытием – люди начали с удовольствием ходить на концерты, начали приобщаться к нашей местной культуре, причем в зале были люди самых разных национальностей.
— А что-то необычное в этом концерте было, что заставило людей мгновенно расхватать билеты?
— Как всегда это был живой концерт, который состоял только из наших песен, мы не приглашали других артистов с их репертуаром. Еще мы учитывали тот факт, что восточная музыка очень тонкая и наличие множества музыкальных инструментов всегда придает звучанию особый колорит и шарм, поэтому пригласили музыкантов из Узбекистана, которые и играли то, что нам нужно. Были еще алматинцы – клавишник Дастан Раев и гитарист Жандос Естай и в целом у нас получился полноценный оркестр – 15 человек на сцене. С нами на сцене выступали сразу несколько танцевальных коллективов разного жанра. А главный режиссер у нас был из Украины — Андрей Еремин. Мы пригласили его, потому что нам был нужен и интересен его взгляд на наше творчество со стороны. Все получилось отлично и мы уже планируем повезти этот концерт в Астану и в Китай. Вскоре все смогут увидеть и телевизионную версию.
— Вообще, вам всегда, как мне кажется, сопутствовала удача. Взять хотя бы появление вашего коллектива – 1999 год, когда наша эстрада особо не нуждалась еще в одном уйгурском национальном ансамбле, потому что уже был знаменитый «Яшлык»…
— Но я тогда был студентом консерватории, который параллельно работал в уйгурском театре и хотел создать что-то свое . Я начинал писать свою музыку на студии и известный уже на то время композитор и продюсер Адиль Жамбакиев, слушая мои песни, говорил, что это что-то новое. Он и предложил мне в 1999 году принять участие в конкурсе «Жас Канат». На конкурсе я исполнял одну медленную песню о маме, а вторая песня была танцевальная. Тогда Адиль с Азизом Масимовым – еще одним основателем группы — предложили пригласить мне в поддержку двух музыкантов с народными инструментами – дойрой и сурнаем . И когда мы играли, пели, делали какие-то танцевальные движения, то Адиль и Азиз , сидя в зале и наблюдая за выступлением, заявили: «Вот она наша группа!» Так мы и образовались. И таким составом сразу попали на конкурс «Азия Дауысы».
— Говорят, как вы судно назовете, так оно и поплывет. Ваше название «Дервиши» в переводе с персидского — «бедняк, нищий». Не побоялись так себя назвать?
— Все правильно, но это не единственное значение слова «дервиши». Еще считается, что дервиши – это те, кто проповедует суфизм. Но в нашем случае это вообще другое понятие: мой дед рассказывал, что дервиш это человек, который приходит в какой-то город , собирает народ , играет на инструменте и рассказывает, что происходит в разных местах и городах. Это тот, кто является носителем информации, как СМИ сейчас. И таких людей все вокруг любят, встречают с удовольствием, угощают, потому что, кочуя из города в город, они проповедуют добро своими песнями и танцами. Вот почему мы стали «Дервишами»! Мы не сидим на месте, мы постоянно в движении, в творчестве .
— А какие вы, дервиши, вне сцены – в жизни?
— О личной жизни мы говорить не любим, хотя понимаем, что для публики это интересно. У всех наших ребят есть семьи, дети.
— А жены у вас кто? Они имеют отношение к музыке?
— Нет, конкретно с музыкой никто не связан . У Раима Хамраева супруга – актриса, но сейчас не работает по профессии. Супруга Ермека Диярова – художник, но жизнь свою тоже посвятила не работе, а семье. Жены других ребят никак не связаны с миром искусства… А вообще в жизни «Дервиши» интересны тем, что мы — одна большая семья. Отношения у нас братские, мы во всем друг друга поддерживаем. Если у кого-то проблемы со здоровьем, то из фонда компании мы оплачиваем лечение, помогаем финансово, если у кого-то какие-то проблемы. А еще всегда вместе отмечаем и 8 Марта, и Наурыз, и другие праздники. В прошлом году, например, вместе с семьями большой компанией выезжали на отдых в Турцию.
— Когда творческие люди всегда вместе – это бывает взрывоопасно…
— Понимаете, мы хоть и музыканты, но еще и сами регулируем все организационные моменты в коллективе, у нас все функции четко распределены и каждый знает, кто за что отвечает, поэтому проблем вообще не бывает. С Дильмурата, как с руководителя, конечно, спрос за все в общем, но вот Ермек Дияров отвечает за репетиционные дела, на Раиме Хамраеве финансовые вопросы, гастрольные договоренности, съемки… Конечно, мы бывает спорим по каким-то вопросам, но чтобы в хлам разругаться – никогда. Потому что мы умеем друг другу уступать, мы советуемся постоянно во всем. У нас существует такое правило: если кто-то кого-то не понял, то берем паузу, а потом ведем себя так, будто ничего и не было. Но это происходит может один раз в пять лет. Для нас цель – писать качественную, хорошую музыку, мы получаем удовольствие от своей работы и еще зарабатываем на этом, живем этим, поэтому должны уважать друг друга и держаться друг за друга.
— Вы всегда позиционируете себя, как настоящие музыканты – те, кто имеет музыкальное образование и не растворяется в шоу-бизнесе. С такими понятиями зарабатывать трудно?
— Хотя мы и музыканты с классическим музыкальным образованием, но прекрасно понимаем, что законы шоу-бизнеса у нас работают не так, как во всем мире. Поэтому вместе с большими и серьезными концертами, мы часто выступаем и на свадьбах, юбилеях и корпоративах. Это полная ерунда, когда артисты говорят: «Мы не работаем на частных мероприятиях принципиально!» Раз нас приглашают, значит, нас хотят видеть . И пусть на той же свадьбе абсолютно незнакомый человек подойдет к нам и скажет: «Спасибо Вам за ваши песни!» И это уже для нас много значит. Это для нас главное!
Оксана Василенко, Алматы
http://www.time.kz/articles/grim/2017/03/28/dervish-ne-znachit-nishij