Творчество не раз выручало солиста и продюсера группы «Дервиши» Дильмурата Бахарова в самых тяжелых ситуациях. Впрочем, музыка коллектива в буквальном смысле спасала от гибели и их поклонников.
– Я много раз описывал ситуацию, случившуюся со знакомым моих товарищей еще в начале 2000-х годов, – поясняет Дильмурат Бахаров. – Жизнь этого человека пошла кувырком, и он был готов попрощаться с ней. Но когда он послушал одну из наших песен, появилось желание жить и работать. Я надеюсь, что у него и сейчас все хорошо. Музыка всегда была неким допингом, заставляющим человека переживать, радоваться и о чем-то задумываться.
Где снимался ваш клип на песню «Молчаливая любовь», записанную совместно с Рашем Тохтахуновым?
– В Дубае. Этот дуэт появился благодаря нашему общему другу. Мне нужно было найти ту середину, при которой не пострадал бы ни Раш, ни мы. Ведь он позиционирует себя как певец жанра шансон, тогда как наше направление – восточная музыка. Клип получил хорошие отзывы и ротировался на телевидении, благодаря чему мы даже выиграли в номинации «Лучший дуэт года». Эту награду мы посвятили нашему брату – одному из участников создателей группы «Дервиши» Азизу Масимову. В тот день исполнилось ровно 10 лет с того момента, как он ушел из жизни.
Часть клипа снималась в пустыне, где, по преданиям, любили уединяться великие мыслители. А вы любите одиночество?
– Любому человеку свойственна любовь к уединению, мечтам, стремление уйти от бытовых проблем. Я люблю оставаться в своей студии наедине с собой.
Раз уж заговорили о быте: вам свойственен творческий беспорядок?
– Я приверженец чистоты, мне не нравится, когда что-то где-то валяется. И я стараюсь также воспитывать своих родных, хотя иногда, возможно, и перегибаю палку. Считаю, что порядок должен быть во всем: и на работе, и дома.
Какие фильмы вы любите?
– Советские киношлягеры «Цыган», «Возвращение Будулая», голливудские картины «Троя», «Гладиатор»… Как правило, у фильмов, которые мне нравятся, хорошее музыкальное оформление.
Вы скучаете по советским временам?
– Советская школа учила понимать друг друга. Сама идеология призывала к тому, чтобы люди были добрыми и искренними. В детских садах проходили конкурсы на лучшее исполнение детской песни. Сейчас этого практически нет. Сам темп жизни ускорился. Люди стали больше уделять времени соцсетям, нежели простому общению, что очень печально.
«Дервиши» уже давно занимают свою нишу на казахстанской эстраде. Но все-таки опасаетесь ли вы конкуренции?
– Сегодня эстрада стала более доступной, а музыка создается на компьютерах. Когда выходишь на сцену и на тебя смотрят тысячи глаз, ты должен донести свою мысль до слушателя. А сейчас все делается одной левой, в сфере шоу-бизнеса просто нет фильтрации. Если у тебя есть деньги, то, пожалуйста, ротируй свой клип. А что человек хотел сказать своей песней, никого не волнует. Меж тем самую главную оценку произведению дает слушатель. И нужно создавать некую организацию, которая могла бы все взять в свои руки. Чтобы в советское время дать концерт во Дворце Республики, человек должен был иметь какой-то статус. А сейчас достаточно лишь арендовать зал. Благодаря таким конкурсам, как «Жас Канат» и «Азия Дауысы», организованным Муратом Ергалиевым и Сергеем Пономаревым, появилась плеяда талантливых музыкантов, чьи имена до сих пор на слуху. Почему у нас мало качественной музыки? Потому что зачастую исполнители стараются купить дешевую песню, а потом умудряются найти деньги и снять на нее дорогой клип. Если твоя песня – потенциальный хит или шлягер, то даже при дешевом видео она будет жить несколько лет.
Как появилась песня «Тюбетейка»?
– Сначала родилась идея будущей композиции, но мелодии не было. А потом появилась задумка перемешать русские слова с уйгурскими. Что касается тюбетеек, то мы заказали эти головные уборы в Китае и выступали в них в Турции и на Мадагаскаре. Тюбетейки бывают разных видов: кашгарские, турфанские, у каждой свой стиль.
Расскажите о ваших концертных костюмах.
– Мы работаем с прекрасным художником по костюмам Ниной Добриной, которая еще год назад сшила нам новые наряды. Нина, сотрудничающая с «Первым каналом», – наш давний друг и помощник еще со времен первого клипа на песню «Ясмин». Год назад я пригласил Нину в Алматы. У нас было две примерки. Мы надевали созданные ею костюмы на бал акима и на съемки разных телепередач.
В вашей коллекции есть песня «Любовь – это вино», которая навевает ассоциации с Омаром Хайямом. Как вы сами относитесь к этому восточному поэту и философу?
– Я не являюсь ярым поклонником Омара Хайяма, но уважаю его. Мне очень нравится творчество группы «Ялла», участники которой часто цитируют Омара Хайяма. Однажды я подумал, а почему бы не создать песню про вино в духе этого поэта? Слова к ней написал Алексей Маклай.
Как сами относитесь к вину?
– Ровно. Стараюсь лишний раз не употреблять. Курить бы еще бросить. Я курю уже лет 20 – одну пачку за два дня.
Выгодно ли сейчас вообще выпускать альбомы?
– Мы не делали пышную презентацию нашего нового диска «Музыка моя». Мы позволили себе отметить только выход альбома Oriental Express. Туда вошли наши известные композиции в джазовой обработке с использованием народных инструментов. Нас часто спрашивают, зачем мы выпускаем альбомы, когда люди скачивают музыку в Интернете. Я скажу так: продажи дисков действительно упали. Но тем не менее человеку приятно, когда ты ему приносишь такой подарок.
Каковы ваши планы?
– Недавно мы записали дуэт с нашей бывшей соотечественницей Санией Исмаил, которая живет в Урумчи. Полтора года назад она прислала нам интересную песню «Бизнин нахша», повествующую об истории и культуре уйгуров. Есть идея сделать на эту композицию клип. Хотим провести сольный концерт во Дворце Республики, приуроченный к 25-летию независимости. Программа практически готова, нужно найти лишь финансы. Это будет своеобразный отчет перед поклонниками и самим собой.
Ольга ХРАБРЫХ | 19 Августа 2016
https://express-k.kz/news/kultura/dervishi_vechnye_stranniki-81195?sphrase_id=3499512