В энциклопедии статья про дервишей-суфиев начинается с того, что дервиши бывают разные (странствующие и живущие в обителях, принадлежащие к разным орденам и т.д.). Музыканты группы Дервиши тоже очень разные. Серьезный и очень эрудированный Дильмурат Бахаров, который в данный момент является продюсером, композитором, аранжировщиком и солистом группы; веселый и общительный бэк-вокалист и народный музыкант Раим Хамраев; скромный и молчаливый гитарист и бэк-вокалист Рустам Хашимов. Но объединяет их одно — музыка.
Дильмурат: Группа Дервиши существует уже восемь лет. До недавнего времени нашим продюсером был известный композитор Адиль Жамбакиев, он также являлся продюсером таких артистов, как Нурлан Абдуллин, Дильназ Ахмадиева, Лана… Решением Министерства культуры он назначен директором Государственного Республиканского Уйгурского театра музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова. Но от намеченных планов мы не отказались, все идет в рабочем порядке. Скорее всего, состав группы пополнится новыми музыкантами. Впереди, в 2009 году, нас ждет 10-летний юбилей, и мы хотим сделать большой концерт.
Раим: Это будет очень большая работа, потому что 10 лет — это серьезная дата, надо сделать что-то запоминающееся.
Дильмурат: В 2008 году мы планируем снять несколько видеоработ. Где это будет сниматься, в России или в Казахстане, пока не знаем. В марте 2007 года мы уже сняли в Индии два видеоклипа, которые были взаимосвязаны между собой. Снимали с индийскими танцорами, привлекали массовку. Ротация этих двух клипов прошла по телеканалам осенью, и зрители уже имели возможность их посмотреть.
Раим: У нас даже был опыт участия в съемках фильма в качестве актеров. Было снято два фильма. Один построен на наших песнях. Это музыкальная сказка, которая называется «На Восток». Второй, уже более серьезный, художественный фильм. Называется «Воры поневоле, или что лежит в сундуке». Он транслировался на телевизионных каналах. Фильмы снимались в 2001-2002 годах, тогда еще никто из наших исполнителей не пробовал себя в этом качестве.
Дильмурат: На сегодняшний день у группы вышло уже пять альбомов, сейчас работаем над шестым, закончим его к концу весны — началу лета. Последний альбом назывался «Ассалам Алейкум». Этот альбом посвящен памяти нашего брата, друга, а также бас-гитариста Азиза Масимова. Он был одним из основателей нашего коллектива. Его уход из жизни был для нас сильным ударом, мы очень тяжело это пережили. Но, несмотря ни на что, продолжали работать. И пусть мы не давали концертов, но снимали клипы, выпускали альбомы.
Рустам: Мы выкладываемся, каждые год-два выдаем новый альбом, это нормальный ритм. Дильмурат пишет песни, занимается аранжировками.
— Кто у вас главный генератор идей?
Дильмурат: Генератором идей у нас всегда был Адиль. Не хочется говорить, что он ушел из коллектива. То, что он сейчас является директором Уйгурского театра, мы тоже считаем нашей победой, потому что театр — это уже более масштабная работа, огромный коллектив. Мы уверены, что со своим большим опытом в шоу-бизнесе Адиль сможет внести что-то новое и в театр. Тем не менее, как композитор, аранжировщик, он с нами.
— У вас в группе есть какое-то разделение труда?
Раим: Написанием песен всегда занимается Дильмурат, ну и, конечно же, Адиль. Есть огромное количество исполнителей, которым Дильмурат написал музыку и сделал аранжировку. Я перечислю несколько имен — это Нурлан Абдуллин, Асылбек Енсепов, Лана, Дильназ, Макпал Исабекова и многие другие.
Дильмурат: Да, могу писать восточные мелодии, а также какие-то обычные попсовые песни. Я воспитывался на классической музыке, окончил музыкальную школу, Алматинское музыкальное училище им. Чайковского, Алматинскую государственную консерваторию. Мы понимаем, что сейчас работать становится все труднее, нужно постоянно вносить что-то новое. Например, в предыдущем альбоме мы использовали таджикскую мелодику, в новом — поэкспериментировали с индийской музыкой. Наверное, мы правильно мыслим, предпринимаем правильные шаги, а самое главное — мы едины в том, что все, что делаем, мы делаем всегда от души. Каждая песня, которая у нас рождается, идет от сердца, и мы стараемся донести это до зрителя. Мы умеем прислушиваться друг к другу. Кроме работы в группе, у каждого из нас есть еще какой-то бизнес. У Раима своя студия — «Раим Мюзик Рекордс», у Рустама тоже свой бизнес, я являюсь директором звукозаписывающей студии «Дервиши», где мы предоставляем услуги записи песен, а также альбомов другим исполнителям. Я хочу сказать, что надо быть мульти-занятым, тогда будет все.
— Как вы думаете, что делает восточную музыку столь популярной во всем мире?
Дильмурат: Не зря говорят, что Восток — дело тонкое. Тут надо очень тщательно подходить к каждой ноте, к каждой фразе. Секрет очарования восточной музыки, наверное, в ее мелодике. Ну и, конечно же, еще народные инструменты, звучание, и сама подача. Это все идет испокон веков. А сейчас тот, у кого есть вкус, может сделать звучание более современным, и это еще больше привлекает. Возьмем, например, Стинга, его песню «Desert Rose». Там совсем небольшой отрывок арабской мелодии, который исполняет арабский певец Сheb Mami, так вот Стинг преподнес это так, что песня стала мировым хитом. Он внес элемент из совершенно другой культуры. Например, мы в песне «Дильбариджон» решили сделать припев на таджикском языке, есть песня «Мехбуба», где мы используем язык хинди, и таких примеров много.
— Какие песни вас чаще просят исполнить?
Раим: Обычно, когда мы выходим на сцену, мы смотрим на публику и соответственно выстраиваем программу. Если публика разношерстная — то одна программа, если более взрослая — то другая. Есть и молодежный вариант — наш обширный репертуар это позволяет.
Рустам: Чаще всего мы выступаем, когда люди уже готовы танцевать, потому что у нас процентов 80 — танцевальные песни. Есть и лирические песни, но без песни «Тойнамэ» не обходится ни одно мероприятие…
Раим: … даже там, где нас нет — в любом кафе, в любом ресторане обязательно поют эту песню.
Дильмурат: Она уже стала народной.
— А с этим самым «народом» вы как-то общаетесь?
Раим: Бывают просто звонки, спрашивают, чем мы занимаемся, как мы живем. Отвечаем на вопросы и по интернету. Нас могут остановить на улице, попросить сфотографироваться, дать автограф (для этого каждый из нас специально носит с собой открытки).
Рустам: Мы сами себе создали имидж, рассчитанный на очень широкую аудиторию. Каждый находит в наших песнях что-то для себя.
Раим: Очень часто в ресторанах, в кафе исполняются наши песни, и исполняются они не нами. Хорошо было бы, конечно, если бы это были настоящие музыканты, которые исполняли наши песни в своей обработке. Но такое бывает очень редко.
Дильмурат: С одной стороны, это приятно, что наши песни поют. Но только если их при этом не уродуют! Мы ведь не запрещаем. Пожалуйста, сделайте свою аранжировку, и пойте, зарабатывайте на этом деньги. Интересно еще, что те песни, которые мы написали лет пять назад, сейчас становятся более актуальными и востребованными. Если на тот момент эти песни понимал я, но не понимал слушатель, то теперь слушатель относится к ним по-иному, а я уже порой хочу что-то изменить.
— За все эти годы у вас было много выступлений. Какое запомнилось больше всего?
Дильмурат: Одно из самых запоминающихся выступлений было в Турции, когда мы были гостями фестиваля «Мегахит». В нем принимали участие представители девяти государств, была прямая трансляция по странам Европы. Когда мы выступали на гала-концерте, для нас был сюрприз — только мы вышли на сцену, как вся публика встала и начала танцевать. Было очень приятно, когда зрители подходили, спрашивали, почему мы не приезжаем на гастроли, говорили, что наша музыка близка им. Когда мы уже исполнили свои песни и собирались уйти со сцены, вышел организатор, попросил нас остаться, и хозяева фестиваля сами исполнили несколько наших песен на турецком языке. Публика аплодировала стоя и, конечно же, было очень приятно.
Раим: Очень многие наши слушатели, наши поклонники переживают, говорят «Вы не даете концертов, вас не видно». Я хочу сказать, что мы есть, что мы существуем, работаем, и не собираемся останавливаться
Мадина Алимханова